Его фильмы – о смерти. Смерть – главный герой и любимых народом «Брата-1» и «Брата-2», и «Войны», и «Мне не больно», и «Груза-200», и «Морфия», и «Кочегара». «Жмурки» - это ведь тоже о смерти. В его картинах умирает множество людей. Стреляя, плача и веселясь. Балабанов говорит о смерти в последнем своем фильме «Я тоже хочу». И умирает сам.
В «Преступлении и наказании» Мармеладов говорит, что «надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». И после этого погибает. Смерть – это, наверное, и есть то самое место, «куда можно пойти».
В короткометражке «Трофимъ», вошедшей в состав альманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кино, в котором авторы четырех новелл рассказают зрителям истории, так или иначе связанные с прибытием поезда и кинематографом, Балабанов говорит о смерти. Нет, там есть и поезд, и кинематограф. Но начинается все с раскольниковского топора, которым Трофим убивает родного брата. А ведь Раскольников предупреждал: «Я не старушонку зарубил, я себя убил…»
Проходит время, кадры с главным героем летят в корзину, остается только перрон и прибывающий поезд – эмблема кинематографа. Так решает Режиссер. В роли Режиссера снялся Алексей Герман. А в роли Ассистента, который приносит Режиссеру кадры с Трофимом, снялся сам Алексей Балабанов. Два гения рядом, в одном кадре. Играют роли в маленьком фильме о смерти. И зовут-то их одинаково.
Что это, если не мистика?
Светлая память великим кинорежиссерам Алексею Герману и Алексею Балабанову.
Сергей Васильев, фото ИТАР-ТАСС
«ТРОФИМЪ» (новелла из альманаха «Прибытие поезда»)