ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ЖИЗНЬ НЕ БЕДНА
Что будет выступать племянник Ярослава Смелякова – театральный режиссер Александр Денисович Смеляков, - я не знал. Вот он вышел на сцену – седой, чем-то похожий на Солженицына без бороды. Перед ним поставили трибуну – ту самую, с помощью которой чиновники обычно зачитывают отчеты о достижениях. И прочитал «Машеньку»…
«На шаткой сцене зрительного зала на фоне намалеванных небес она, светясь от радости, играла чекисток, комсомолок и принцесс…»
Я всё ждал, что Смеляков прочитает «Жидовку». А он не прочитал. Поклонился и ушел за кулисы. Трибуну убрали. Раздались аплодисменты. Зал был не так чтобы полон – сидело немного старшеклассников, немного чиновников и немного любителей поэзии. Это был, как сообщалось в афише, «Торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Ярослава Смелякова, вход свободный».
На сцене заиграло что-то блатное – это начался танец по мотивам стихотворения Ярослава Смелякова «Любка Фейгельман». Я соскакиваю с места и решительно направляюсь за кулисы. Нахожу Смелякова в гримерке.
- Александр Денисович, почему же вы не прочитали «Жидовку»? - осведомляюсь в упор.
- А почему вы спрашиваете? - Смеляков внимательно на меня смотрит.
- Я просто люблю это стихотворение. Это самое гениальное стихотворение Смелякова. «Все мы стоим того, что мы стоим...», помните?
- Помню. Я тоже считаю это стихотворение гениальным.
- Почему же вы не прочитали его сегодня? Ведь это же история страны. В зале школьники, им обязательно надо знать это стихотворение.
- Согласен. – Смеляков задумывается. – А хотите, я снова выйду на сцену и прочитаю «Жидовку»?
- Хочу!
Мы поднимаемся на сцену. На сцене полным ходом идет раздача памятных медалей «Смеляков» – поэтам, прозаикам и юным угрешским литераторам. Награды вручает сам председатель подмосковного отделения Союза писателей России Лев Котюков. Тут как раз на сцену под лучи софитов вызывают Александра Смелякова и тоже вручают такую медаль. Я смотрю из-за кулис. Музыка, голоса из динамиков, шум, как на вокзале. Смеляков что-то кричит на ухо Котюкову, тот отрицательно мотает головой. Смеляков уходит со сцены с медалью «Смеляков» и грустной улыбкой.
- Не разрешают? – спрашиваю я.
- Котюков сказал, что антисемитизма в такой день лучше не надо.
Неожиданно к нам со сцены подходит сам Котюков и говорит, что «Жидовку» вообще-то прочитать можно, но только потом, после того, как кончится награждение. И снова уходит вручать медали.
Александр Смеляков начинает вспоминать стихотворение. «Прокламация и забастовка, пересылки огромной страны…» Я достаю из кармана пару свернутых листочков с текстом «Жидовки», протягиваю.
- Спасибо. А почему у вас при себе текст?
- А я сам хотел выйти и прочитать «Жидовку», но мне сказали, что сценарий мероприятия утвержден, что стихов и так много будут читать.
- Понятно. – Смеляков смотрит в мои листочки, шевелит губами.
На сцене – движуха: медали, цветы, улыбки, аплодисменты, ответные слова, кто-то читает свои стихи.
- А ведь это стихотворение было опубликовано уже потом, после смерти дяди, - говорит Смеляков. – Но мне он его дал гораздо раньше, и я в те годы его уже читал…
И снова вчитывается в строчки «Жидовки».
Мы стоим за кулисами и ждем, когда закончится церемония награждения. Александр Денисович успевает рассказать мне, как познакомился с Солженицыным:
- Захожу однажды в кабинет к Олегу Ефремову по делам, а там сидит Солженицын. Познакомились. Олег Николаевич представил меня Александру Исаевичу так: «Александр Смеляков, русский режиссер».
И тут…
- Друзья! Мы благодарим всех, кто пришел сегодня на этот праздник русской поэзии! – объявляют ведущие на сцене. - Наш вечер окончен. Прошу всех участников на сцену – сделать фото на память!
Зацокали каблуки, зажужжали десятки голосов, сцена заполнилась участниками. Зал опустел.
Я посмотрел на Александра Денисовича, он посмотрел на меня.
- Держите, - он протянул листочки со стихотворением «Жидовка». – Ну ладно, до свидания, приятно было познакомиться…
И ушел. Фотографироваться «на память» не стал.
Город Дзержинский, 11 апреля 2013 г.
С. Васильев, фото Двести РУ
|