Государственный чиновник Волин в своей речи перед преподавателями журфака заявил о том, что миссия журналиста – не изменять мир, а зарабатывать деньги для владельца СМИ, в котором журналист работает. То есть, работать «на дядю». А единственным мерилом профессионализма журналистов, согласно Волину, является прибыльность.
Открыл Америку. Если Волин хотел объяснить людям, преподающим журналистику, как сегодня должна быть устроена журналистика в России, то это смешно. Если же он хотел сказать, что настоящие авторы, имеющие свою точку зрения, независимую от идеологии «дяди», больше никому не нужны, то это не смешно. Хотя и вполне своевременно.
Мне кажется, две наши городские газеты тоже услышали эту новость. «Угрешские вести» заволновались, что их скоро прикроют – тревожный сигнал пропиликал. Социальная функция районной и муниципальной прессы теперь не в тренде, нужна прибыльность, и эта мысль озвучена официально. А каким образом «Угрешские вести» могут стать прибыльными? Ведь их аудитория немногочисленна, неплатежеспособна и вымирает. Значит, что? Правильно, постепенное сокращение тиража до нуля экземпляров в неделю.
Что касается «Открытой линии», то там кивают. Еще бы: журналистика должна стать коммерческой. В «ОЛ» прибыльность всегда приветствовали: главное в журналистике деньги, а не мысли. Кто платит, тот и заказывает, а задача журналиста – исполнить заказ. И отныне это не стыдно. Так что правильно сказал Волин! Но... волнение таки появилось.
Как-то давненько в редакции «ОЛ» у меня состоялся открытый разговор с главой нашего города Алексеем Плешаковым. Без цитат могут не поверить, поэтому кое-какими придется воспользоваться.
- У каждой газеты есть свое лицо, - отметил Алексей Плешаков. – Вот «Угрешские вести» – газета муниципальная, её учредителем является администрация, поэтому она и работает буквально в интересах администрации. А частная газета отображает интересы того, кто ее финансирует. Правильно? - Нет, не правильно, - возразил я. – Это было бы слишком примитивно. Газета – частная или муниципальная – в первую очередь должна отображать интересы читателей, интересы горожан, но никак не чиновников. - Это очень хорошо, что вы именно так видите свою задачу, поэтому такие люди, как вы, городу нужны… - согласился глава города.
Я и сегодня так думаю: людям прежде всего интересна личность журналиста, его образ мыслей. И настоящий журналист всегда работает не «на дядю», а на своего читателя. В каком-то смысле «на дядю» ему просто плевать. «Угрешские же вести» с середины нулевых годов стали работать не просто на дядю, а на конкретного дядю – администрацию города Дзержинского. Городское СМИ стало стенгазетой для местных чиновников и партийцев. И вот еще одна цитата.
- Газета «Угрешские вести» сообщит об этом митинге? – спросил я у директора ИЦ Андрея Трубицина после массового митинга в декабре 2011 года, на котором выступающие говорили, что выборы мэра сфальсифицированы. - Мы дадим отчет об этом событии. - А речи выступавших тоже дадите? - Не обязательно. - Почему? Вас что-то смутило в выступлениях горожан? - У нас есть своя собственная позиция, и мы имеем право давать информацию так, как мы это понимаем. Вы излагаете события так, как вы их понимаете, мы – по-своему. Это и есть свобода прессы.
«Если мы о каком-то событии не рассказали, значит, этого события просто не было», - утверждает редактор «УВ» Константин Меринов. Так газета не рассказала горожанам об увольнении директора третьего лицея Бозюковой, а ведь долгая была история. И громкая. Про митинг, надо отдать должное, «УВ» сообщили, но как про очередное мероприятие. На наших глазах эвфемизм из инструмента речевой культуры становится инструментом речевой цензуры, как правило, надуманной, навязываемой и обслуживающей самую неинтересную часть человечества – чиновников городской администрации. Пойдет в такую газету рекламодатель? Только силой.
С «Открытой линией» вроде бы попроще – «дядей» в городе хватает. Жук, Панаморенко, Дзядевич, Комаров, Штанов, Фоменко… За кем еще побегать? Разницы никакой нет, всё зависит от цены. Проблема в другом: стиль «ОЛ» – это примитивный фразеологический инструментарий, неумение пользоваться ресурсами русского языка, жалкие словарные запасы, привокзализация речи, приравненное к штыку перо, хреновина с морковиной... Вот и летят пачки бесплатной «Открытой линии» с упаковочных столиков сетевых супермаркетов в урны у входов в те же супермаркеты, сам видел эту картину не раз. Нормальный рекламодатель в такое СМИ тоже не пойдет. Да и сами «дяди» становятся более разборчивыми. А Волин учит журналистов быть доходными. Как же быть? Товарищи! Угрешская журналистика в опасности!
Правды нет. Так может выглядеть прилепленное скотчем объявление на каком-нибудь муниципальном газетном киоске, где за мутным стеклом мерещится мрачное лицо киоскерши. Юмор (он же цинизм) данной надписи, возникший из-за раскавыченности слова «правда», не очень-то располагает к покупке в таком киоске любого СМИ – от трухлявого до глянцевого...
Это было мое оценочное суждение.
Сергей Васильев, независимый журналист
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
|